Конкурс в Интернете: планируем, организовываем, получаем результат

Конкурсы, викторины, соревнования – это то, что интересно практически каждому человеку. Можно и себя показать, и приз получить.

Маркетологи всех времен и народов заслуженно любят этот способ привлечения внимания к продуктам, услугам или идеям. Участники такого соревновательного мероприятия не только становятся лояльными клиентами, но и привлекают к потреблению своих друзей и знакомых.

Конкурс в Интернете – не исключение. Более того, любой вид соревнований, который можно организовать в Интернете, дает не только повышение узнаваемости бренда и увеличение к нему лояльности, но и позволяет резко увеличить посещаемость сайта, где проводится конкурс. Однако все это возможно только при условии, что будут соблюдены определенные правила проведения конкурса. Давайте разберемся, как сделать так, чтобы конкурс в Интернете помог, а не навредил.

Составляющие конкурса

  • суть конкурса (конкурсное задание);
  • площадка для проведения;
  • система оценки конкурсных работ;
  • приз(ы).

Условия конкурса, порядок отбора работ, алгоритм голосования, призы, порядок их вручения и компания-организатор обязательно должны быть прозрачны и прописаны «от А до Я» на площадке проведения. Это кажется само собой разумеющимся, но частенько об этом забывают, а интернет-аудитория ошибок не прощает. Все, что вы забудете написать, станет прецедентом либо для обсуждения (не всегда в вашу пользу), либо для злоупотребления при голосовании.

Цели конкурса

Цели проведения конкурса в Интернете могут быть следующими:

  • необходимо увеличить посещаемость конкретного сайта. При этом надо отдавать себе отчет, посещаемость какой аудитории должна вырасти. Можно стимулировать посещаемость сайта в целом, т.е. просто увеличить трафик, а можно стимулировать именно целевую аудиторию;
  • необходимо повысить узнаваемость бренда;
  • необходимо получить результат, полезный для компании: например, новый слоган, новое использование старого продукта и т. д.

В зависимости от того, какая стоит цель перед конкурсом, выбираются условия его проведения.

Условия конкурса

Надо ответить на вопросы: Кто? Что? В какие сроки подаются работы и происходит их оценка?

Кто?

Конкурсантами могут быть:

  • все посетители площадки. В этом случае работы лучше принимать по почте или с помощью специально организованной формы обратной связи.
  • только зарегистрированные посетители. В этом случае необходимо предусмотреть механизм самостоятельной загрузки работ на сайт, а также алгоритм их публикации в открытом доступе. Возможно два варианта развития событий: работа загружена авторизованным пользователем и сразу попадает на всеобщее обозрение или работа проходит предварительную модерацию организатором конкурса. Если есть малейшее подозрение на то, что работы могут быть выполнены в негативном ключе, то обязательна их премодерация. Лучше потратить время на проверку, чем потом в панике отстраиваться от негатива, который моментально может разойтись по всему Интернету.
  • зарегистрированные и прошедшие проверку со стороны организаторов. Алгоритм работы аналогичен предыдущему, но имеет некоторое отличие в ощущениях. Любая проверка конкурсантов со стороны организаторов как придает конкурсу некий шарм закрытости, так и вызывает негодование. Если все же принято решение об отборе конкурсантов, то характеристики отбора должны быть открыты и прозрачны. Нельзя забывать, что Интернет – это среда практически моментального распространения информации, и о ваших ошибках может узнать каждый.

Как вы понимаете, количество участников конкурса уменьшается сверху вниз, а качество будущих конкурсных работ увеличивается. Если цель конкурса – увеличить посещаемость сайта, то будущие участники должны максимально просто подать свои работы на конкурс. Если цель – получить качественные результаты, то на пути конкурсантов можно создавать искусственные препятствия.

Что?

В Интернете лучше всего работают конкурсы, где не нужно проявлять ни креативность, ни интеллект, ни профессиональные навыки. Именно поэтому особой популярностью пользуются фотоконкурсы. Несмотря на то, что тема кажется уже давно избитой, и только ленивый ее не использовал, фотографии – это именно то, что может представить на конкурс практически каждый интернет-пользователь.

Итак, рассматривая варианты предмета конкурса можно выделить:

  • фотографии
  • тексты
  • видео
  • аудио
  • программы
  • игры
  • приложения
  •  …в принципе, любой цифровой контент.

Чем проще обычному человеку «произвести» предмет своей цифровой деятельности, тем больше будет конкурсантов.

Совершенно обратная ситуация у организаторов конкурса: даже при проведении простого фотоконкурса надо придумать сюжет, который должен быть оригинален и свеж.

В какие сроки подаются работы и происходит их оценка?
Безусловно, оценка временных рамок зависит от сложности задания. Однако на практике замечено, что имеет смысл принимать конкурсные работы в срок не более чем 2 месяца. При большем сроке интерес к конкурсу начинает падать уже на этапе сбора работ. Оптимально – 1 месяц.

Оценку работ необходимо произвести настолько оперативно, насколько это позволяют условия. Если происходит всеобщее голосование, то не стоит растягивать его более чем на 1 неделю, если экспертная оценка – максимум 2 недели.

Площадка для проведения конкурса

Под площадкой для конкурса понимается совершенно конкретное место в Интернете, которое имеет свой уникальный URL. Это необходимо для того, чтобы

  • организаторам конкурса было легче анонсировать его;
  • участники конкурса могли беспрепятственно делиться со своими друзьями ссылкой на конкурс;
  • поисковое продвижение конкурса было максимально упрощено.

Вот варианты того, на каких площадках конкурс может проводиться.

  • Существующий сайт компании.

Плюс – увеличение посещаемости основного сайта, что положительно сказывается на его продвижении в целом; все заходящие посетители могут ознакомиться с тем, что предлагает компания, в простой и удобной форме.
Минус – возможно отсутствие необходимого функционала; характер конкурса может не совпадать с корпоративным стилем компании.

  • Специально разработанный под конкурс сайт.

Плюс – возможность разработать особый внешний вид и функционал.
Минус – достаточно большие затраты и короткий срок использования.

  • Тематическая площадка.

Плюс – уже собранная в одном месте целевая аудитория; наличие специальных конкурсных функций.
Минус – участники конкурса могут так и не узнать о том, какая компания конкурс проводит, т. к. четко ассоциируют активность на площадке именно с ней, а не со сторонними компаниями; переходов на сайт может быть мало.

  • Социальная сеть.

Плюсы и минусы аналогичны использованию тематических площадок. Дополнительно, несмотря на то, что считается, что в социальных сетях сейчас представлено все интернет-население, на поверку это оказывается не так. Проведение конкурса в какой-то отдельно взятой сети не позволяет принять в нем участие членам другой сети, что сокращает популярность конкурса.

Стратегия анонсирования конкурса

  • необходим максимальный охват аудитории. Используйте все возможные способы продвижения информации о конкурсе. Сначала воспользуйтесь бесплатными способами: анонсирование конкурсов на специальных площадках, рассылка пресс-релизов, использование социальных сетей. Если этого будет недостаточно, чтобы привлечь внимание к конкурсу – воспользуйтесь контекстной рекламой. Если и этого мало – тогда баннерная реклама.
  • необходим охват только целевой аудитории. Анонсирование надо проводить только по тем площадкам, где эта аудитории присутствует.

Голосование

Этап сбора голосов – один из важнейших в достижении успеха.

Как было сказано выше, правила голосования должны быть определены еще до того, как конкурсанты начнут присылать свои работы. В идеале организаторы должны сразу, в условиях конкурса описать, как будет проходить голосование. Однако есть некоторые интересные умозаключения. Давайте по порядку.

Кто может голосовать:? Варианты:

  • голосуют все посетители страницы с голосованием;
  • голосуют только зарегистрированные пользователи;
  • голосуют только зарегистрированные и прошедшие проверку пользователи;
  • голосуют только эксперты.

Подсчет голосов в интернет-конкурсе кажется простым только на первый взгляд. Интернет полон возможностей, которые приведут к «накручиванию» голосов, и опытные интернет-пользователи прекрасно осведомлены о лазейках, которые всегда можно найти при голосовании в Интернете. Будьте уверены, что среди конкурсантов обязательно найдутся те, кто воспользуется прорехами в механизме голосования.

Обязательно определите:

  • сколько раз можно голосовать с одного IP;
  • сколько раз можно голосовать в течение 24 часов.

Есть одно интересное наблюдение: если механизм голосования не до конца понятен голосующим или в нем есть какая-то загадка, то обсуждение того, как «обдурить» организаторов, волной расходится по Интернету. Это может стать дополнительным фактором привлечения внимания к конкурсу.

При экспертном голосовании не забудьте разместить на сайте информацию о том, кто такие эти самые эксперты.

Отображение результатов голосования:

  • открытое голосование, т.е. результаты голосования видны в режиме реального времени. Это очень хорошо стимулирует конкурсантов привлекать все больше и больше людей голосовать за себя, особенно если конкурсанты будут меняться местами, в зависимости от того, сколько человек за них проголосовало.
  • закрытое голосование, больше подходит при голосовании экспертов.

Объявление победителей и вручение призов

При окончании конкурса, особенно когда применяется открытое голосование, необходимо прекратить прием голосов секунда в секунду согласно объявленному времени. Если время будет пропущено, то у конкурсантов будет повод оспорить результаты.

Вручение призов может стать дополнительным информационным поводом, особенно если попросить призеров написать отзыв о том, как они участвовали в конкурсе и как рады были победить.

Считаем эффективность конкурса

И, наконец, самый главный вопрос: как посчитать эффективность проведения конкурса.

Прежде всего, надо отдавать себе отчет в том, что конкурс в Интернете – это разовая акция, которая пикообразно увеличивает и посещаемость сайта, и интерес к вашей компании. При знании среднего показателя конвертации посетителя сайта в клиента можно рассчитать, сколько потенциальных заказчиков будет получено от проведения конкурса. Однако в случае с конкурсом эта конвертация будет в разы меньше.

Чем хороши конкурсы в Интернете, так это тем, что их можно проводить практически бесплатно, и этим надо пользоваться.

Хороших вам конкурсов!