Статьи

Как не наступать на грабли или избежать ошибок при разработке веб-сайта. Заказчикам посвящается.

Сайт перестал быть роскошью, превратился в насущную необходимость. Динамика развития Интернета и тенденции, которые в нем присутствуют, однозначно доказывают, что тот, кого не будет в Сети сегодня, завтра может все потерять.

МЕНЮ

Услуги

8 800 555 09 27
звонок по России бесплатный
отправить заявку

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что сегодня современному бизнесу существовать без web-сайта категорически возбраняется.

Сайт перестал быть роскошью, превратился в насущную необходимость. Динамика развития Интернета и тенденции, которые в нем присутствуют, однозначно доказывают, что тот, кого не будет в Сети сегодня, завтра может все потерять.

К чему это приводит? К тому, что любой заинтересованный в развитии своего бизнеса руководитель стремится создать веб-сайт для своей компании. Безусловно это правильный шаг. Однако путь того, кто разрабатывает веб-сайт, тернист и труден.

Связано это с несколькими факторами, которые мы рассмотрим в рамках данной статьи и дадим конкретные рекомендации, как превратить создание веб-сайта из непонятной рутины в увлекательный, и главное, плодотворный процесс.

Автор статьи почти уверен, что читатели не раз стаkкивались с рекомендациями такого рода, но практика показывает, что большинство заказчиков продолжают наступать на одни и те же грабли... снова и снова.

Итак, каковы основные ошибки, которые совершают начинающие (и не только) заказчики web-сайтов? Их несколько. В данной статье мы рассмотрим самые основные, те, совершение которых приводит к самым большим денежным потерям.

Ошибка 1. Начинать создание веб-сайта без четкого определения цели разработки.

Попробуйте сами себе ответить на этот вопрос. Возьмите листок бумаги или откройте новый документ (он нам еще пригодится) в текстовом редакторе и напишите в ОДНОМ предложении, какова ОСНОВНАЯ цель вашего существующего или будущего веб-сайта.

Не читайте дальше, пока не напишете это сакраментальное предложение.

Почему определить цель сайта очень важно? Ответ с одной стороны прост, а с другой многогранен. Если вы четко видите перед собой цель, вы обязательно ее достигнете, чего бы она не касалась: жизни, бизнеса или веб-сайта. А если цель создания веб-сайта ясна вам, вы сможете предельно понятно описать ее для разработчика, который не только будет вам за это благодарен, но и предложит вам оптимальное техническое решение.

Более того, формулировать цель создания веб-сайта желательно в категориях, которые относятся к вашему бизнесу напрямую.

Какие же могут быть цели создания веб-сайта? Самая распространенная цель создания коммерческого веб-сайта — увеличение товарооборота существующего бизнеса. Часто эту цель путают с увеличением посещаемости веб-сайта, полагая, что чем больше людей на сайте, тем больше они будут совершать сделок. Практика показывает, что это не всегда так: одного увеличения посещаемости для реального увеличении товарооборота недостаточно. Почему? См. ошибку 2. В качестве задач по достижению цели увеличения существующего бизнеса можно указать выход на международную арену, расширение регионального присутствия, захват смежных ниш и т.д.

Следующая распространенная цель — диверсификация существующего бизнеса. Эта цель принципиально отличается от первой. Диверсификация подразумевает, что вы вступаете на поле с совершенно иными правилами игры. Если вы хотите сделать из своего веб-сайта, продающего плетеную мебель, рекламную площадку, это означает, что вы должны сыграть в игру, правила которой отличаются от тех, к которым вы привыкли. В этом случае вам необходимы знания этих новых правил. Вы должны отдавать себе отчет, что прежде чем развивать непрофильный для вас бизнес, вы должны потратить какое-то время на исследования и разведку.

Более того, при диверсификации бизнеса сложность проекта с технической точки зрения возрастает, и разработчик должен быть к этому готов.

Третья цель, которая требует к себе особого отношения — предоставление сервисов. Сервис — это особые отношения со всей целевой группой или ее частью. Сервис — это требование сегодняшнего дня, который проходит под знаменами Web 2.0. Современный пользователь не хочет просто читать или смотреть то, что вы ему предлагаете на сайте, он хочет участвовать в процессе и чувствовать себя причастным к тому, что происходит. Не упускайте возможность дать ему то, что он хочет, и вы будете отблагодарены увеличением посещаемости и продаж.

Сервисы могут и должны использоваться прежде всего для коммуникаций с существующими клиентами. Это великолепная возможность напоминать о себе и бизнесе. А все мы знаем, что «Старый друг лучше новых двух».

Сайты, предоставляющие сервисы, наиболее сложны в реализации технической части, поэтому их наличие на сайте не должно стать сюрпризом для разработчика. Говорите ему об этом с самого начала сотрудничества, и он сможет предложить интересные и эффективные варианты реализации ваших желаний, основываясь на своем профессиональном опыте.

Помимо коммерческих целей существует ряд некоммерческих: например, повышение популярности идеи или персоны, развитие благотворительных, социальных или политических проектов. Эти цели тоже должны быть предельно четко сформулированы, описаны и донесены до разработчика.

Итак, четкая формулировка цели — залог успеха и взаимопонимания между заказчиком и разработчиком, а как вы понимаете, говорить на одном языке в таком важном деле, как разработка технически сложного продукта, крайне важно.

Ошибка 2. Ничего не знать о целевой аудитории веб-сайта.

Вспомните о том документе, где вы записали в ОДНОМ предложении цель существования вашего веб-сайта. Давайте вернемся к нему, только теперь попробуйте как можно шире о подробнее описать тех пользователей, которые будут приходить к вам на сайт. Как можно больше информации! Кто они, эти люди, которые станут залогом успеха вашего предприятия? Знаете ли вы, сколько им лет, чем они увлекаются, сколько зарабатывают, какие книги читают, какое у них образование, как они относятся к домашним животным, что ищут в Интернете и в жизни?

Знать портрет своего потребителя в Интернете в разы важнее, чем в реальной жизни. Это связано с тем, что конкуренция в Сети гораздо выше. Ваш конкурент находится не на соседней улице или в другом городе — он на расстоянии одного клика. У вас есть всего несколько мгновений, чтобы очаровать и удержать его. Коммуникация «пользователь-сайт» местами напоминает интимные отношения. Мы должны максимально соответствовать ожиданиям нашего пользователя, чтобы отношения сложились крепкие и долгие. Мы должны угадывать его малейшее желание и читать мысли.

Это невозможно без глубоко знания чаяний и надежд пользователя, поэтому не поленитесь — опишите его как можно подробнее. Мы утверждаем, что если вы подойдете к процессу основательно, вы откроете для себя массу интересного, и ваш сайт будет качественно отличаться от того, что делают конкуренты.

Знать целевую группу сайта для разработчика также крайне необходимо. От этого будет зависеть внешний вид проекта. Цвета, визуальные образы, размещение элементов, шрифты, дизайнерские элементы — все это завязано на целевую аудиторию. Нет смысла рисовать розовый гламурный сайт для мужчин, увлекающихся резьбой по дереву даже в том случае, когда владелец веб-сайта обожает розовые оттенки.

Ошибка 3. Не осознавать своего конкурентного преимущества.

Все маркетологи или консультанты по бизнесу трубят о необходимости определения конкурентного преимущества компании на каждом шагу. Мы читаем книги, статьи, ходим на бизнес-семинары, но никак не внемлем этому призыву (причины такого положения вещей лежат вне рамок данной статьи, поэтому не будем на них останавливаться).

Если вы создаете веб-сайт, то время подумать об этом пришло! Вам не выиграть конкурентной борьбы в Интернете, если вы четко не осознаете, чем вы лучше своих конкурентов. Опять же опасность незнания или отсутствия конкурентного преимущества концентрируется в Сети по причине максимально близкого присутствия конкурентов. Время, которое необходимо пользователю для перехода от вас к конкуренту, составляет секунды. И столько же времени есть у вас, чтобы доказать, что вы — именно та компания, которая максимально подходит пользователю для продолжения сотрудничества.

О том, как определить конкурентное преимущество, написаны километры текста. Почитайте! Мы остановимся лишь на том факте, что ваше конкурентное преимущество должно быть обязательно указано на сайте, но не на странице «О компании», на которую залетает редкий посетитель, а на каждой странице сайта. Дизайн, визуальные образы, заголовки в тексте, название сайта должны трубить о том, почему вы лучшая компания для конкретного посетителя — типичного представителя целевой аудитории.

Подумайте о том, с помощью каких особенностей своей компании вы можете максимально удовлетворить ожидания вашего потенциального клиента и запишите это все в тот же документ.

Ошибка 4. Не знать технологический процесс создания веб-сайта.

Существует мнение, что если заказчик приходит к разработчику делать веб-сайт, то заказчику, кроме как заплатить деньги, делать ничего не придется. Веб-сайт чудесным образом создастся; более того, будет красивым, функциональным и эффективным.

Этот факт из области фантастики. Такого не бывает. Разработка веб-сайта — это совместное творчество и плотное партнерство между заказчиком и разработчиком. Заказчик ничего не знает о процессе разработки сайта, а разработчик ничего не знает о бизнесе и рынке заказчика. Незнание порождает непонимание. И заказчик, и разработчик должны быть в курсе того, что делает каждый из них.

Вы не садитесь за руль автомобиля или не катаетесь на горных лыжах, не имея знаний и навыков. Так и с разработкой веб-сайта: необходимо хотя бы поверхностно знать технологический процесс его создания.

Итак, вот основные этапы создания сайта:

1. Определение целей сайта, целевой аудитории и его позиционирования.
2. Выбор доменного имени и его регистрация (Внимание: доменное имя обязательно должно быть зарегистрированно на вас или вашу компанию. Если этого не сделать, то можно сильно пожалеть в будущем, когда ваш высокопосещаемый веб-сайт будет принадлежать не вам).
3. Выбор хостинговой компании и приобретение хостинга по наиболее эффективному тарифу.
4. Разработка технического задания на сайт.

Есть одно заблуждение, которое отравило жизнь многим заказчикам. Это заблуждение заключается в следующем: люди считают, что техническое задание на сайт должен писать только разработчик или только заказчик! Нет, нет и еще раз нет! Разработка технического задания — это совместный процесс. Отдельно заказчик или отдельно разработчик не могут создать документ, который будет максимально соответствовать целям разработки веб-сайта. Надо готовиться к тому, что техническое задание будет создаваться в течение нескольких дней заказчиком, который может описать ситуацию на рынке и свое собственное место в ней, и разработчиком, который в курсе технических решений и имеет опыт создания веб-проектов.

5. Творческо-технический процесс создания веб-сайта:
- дизайн;
- верстка и программирование;
- установка CMS.

Этот этап в основном осуществляется разработчиком. На что надо обратить особое внимание заказчику? На CMS. CMS — это система, которая позволяет управлять сайтом без наличия специальных знаний. Часто CMS называют движком сайта.

Существуе великое множество таких систем, и их выбор — непростое дело. Но есть одна важная вещь, на которую надо обратить внимание при выборе движка сайта — ваше субъективное мнение об удобстве работы с системой. Если не вы будете заниматься сайтом, то система должна быть удобна тому человеку, который будет с ней работать. Очень часто первостатейное внимание обращают на функционал системы, на возможность ее расширения, на количество разработчиков, которые могут систему поддерживать, - все это верно, и нужно делать. Но если система будет для вас субъективно неудобной, жизнь сайта превратится в вялотекущий процесс, которые постепенно остановится полностью, а это уже чревато совершенно определенными финансовыми потерями.

6. Наполнение сайта информацией (написание текстов, создание графического контента).

Современные алгоритмы работы поисковых машин требуют на сайте уникального авторского текста. Более того, этот текст должен быть интересен для посетителя сайта. Свой интерес пользователь опосредованно проявляет временем, проведенным на сайте, — и этот факт тоже учитывается поисковой машиной.

Почему мы проявляем такой интерес к поисковым машинам и алгоритмам, которые они используют? Все просто – место в ТОПе выдачи поисковой машины обеспечит сайту трафик, который приведет к вам покупателей, клиентов, заказчиков.

Пишите тексты сами или привлекайте специалистов-копирайтеров. Не откладывайте этот процесс в долгий ящик, а начинайте создание текстов для сайта уже с самого первого дня его разработки.

Как писать тексты для сайта – тема для отдельной статьи, но один момент хотелось бы отметить уже сейчас. Помните, мы с вами говорили о том, что коммуникации сайта с посетителем глубоко интимны? Так вот, эта мысль должна сопровождать вас и при написании текста. Старайтесь сделать для посетителя вашего сайта все самое лучшее и…. приятное!

Итак, перед вами описание наиболее страшных ошибок, совершаемых заказчиками при разработке веб-сайта. Автор статьи надеется, что читатели статьи предупреждены. А предупрежден - значит, вооружен! Больше солнца и радости в жизни и бизнесе!


Для того, чтобы отправить нам вопрос, вы можете воспользоваться формой ниже: